Как таксисты обманывают пассажиров. Подмена таксометра, подменная координата и другие основные схемы

Попасть в мошенническую схему или стать жертвой мошенника — непривлекательная перспектива. Современный бизнес перевозок не так прозрачен и чист, как кажется на первый взгляд. Существует много способов обмана в такси. Если знать, как они работают, пассажир избежит неприятностей.

Часто интеграцией бизнеса перевозок занимаются сторонние компании, поддерживая водителей во многих вопросах — от аренды машин до безналичных выплат через финансовые он-лайн инструменты. Такие компании-посредники владеют счетами, на которые приходят платежи от клиентов, а затем соответственно с этих счетов получают оплату таксисты.

Один из финансовых инструментов — моментальные выплаты. Водитель получает оплату сразу по завершению заказа, однако перечисление средств провайдером на счета посредников происходит с задержкой до 30 дней. Поэтому посредники заинтересованы в исключении обмана водителя и создают свои программы анти обмана, чтобы знать мошеннические схемы пассажиров или провайдеров и пресекать это. Некоторыми фактами посредники делятся с компаниями, некоторые оставляют без огласки, так как это очевидно всем и нарушитель получит наказание, если это неумелая попытка новичка, посредники разбираются напрямую.

Человеческие идеи как заработать всегда опережают программы разоблачения. В современном обществе прочно укоренилась концепция, что много денег не бывает. Все захотят заработать как можно больше. Для таксиста главное получить оплату за заказ, не важно от клиента или работодателя, чтобы не было жалоб и штрафов.

Дублер

Если человек остановил свободное такси на улице, водитель может самостоятельно создать заказ “от борта” в приложении “Яндекс.Такси” и сам назначить тариф заказа. Пассажир увидит такое же приветствие системы и интерфейс, как если бы он сделал заказ предварительно он-лайн. Эту функцию и использует водитель-обманщик.

Алгоритм достаточно прост, для этого нужно два устройства, например, смартфона.

Водителю на смартфон 1 поступает вызов, который он берет в работу, и прибыв по назначению, устанавливает в системе статус “на месте”.

Во время ожидания пассажира на другом телефоне водитель формирует из этой точки фальшивый заказ “от борта” со своим тарифом, и устанавливает второй смартфон в салоне так, чтобы клиент видел информацию о маршруте, и сколько он должен оплатить поездку.

После посадки водитель незаметно от пассажира меняет статус реального заказа “ В пути”, пассажир получает на свой телефон оповещение системы.

Таксист устанавливает тот же статус на фальшивом заказе. И тут происходит обман. По окончании поездки водитель озвучивает вторую сумму, которая конечно выше, чем в реальном заказе.

Этот способ очень распространен. При вопросах пассажира почему в приложении другая сумма, это легко объясняется словами о пробках, изменении маршрута и ошибках самого приложения “Яндекс”. Не стоит верить этим объяснениям, приложение точно считает время и расстояние и всегда подсчитывает реальную стоимость пути. Но если пассажир согласился оплатить завышенную сумму и вышел, мошенничество удалось. Затем водитель не закрывает реальный заказ, а докатывает нужное расстояние или добавляет дополнительные услуги — провоз большого чемодана или домашнего питомца. Пассажир получает в приложении чек за поездку на общую сумму, стоимость дополнительных услуг и расстояние не указываются, сомнений никаких не возникает.

Среди водителей такси немало профессиональных мошенников, даже с судимостями, у них прекрасный дар убеждения, и такой способ работает безотказно. Главное, чтобы клиент остался доволен поездкой. Когда объяснения водителя кажутся логичными и разумными, нет жалоб провайдеру.

Подмена таксометра

Чтобы обезопасить пассажиров такси, провайдеры стремятся доработать софт таким образом, чтобы дыр для обмана системы не было. Манипуляции с разными версиями приложений дают возможность таксистам подзаработать за счет неосведомленных пассажиров. «Яндекс.Такси» отменили плату за ожидание клиента, доработав софт «таксометр», ожидая, что при обновлении старые версии программы окажутся недоступными и нерабочими. Однако, эта функция была очень полезна водителям-мошенникам, использующим первый способ обмана.Таксист просто стоял на месте после завершения заказа для накрутки цены в приложении до фейковой. «Умельцы» в сети выложили инструкции, как взять .apk-файл для “Таксометра” из предыдущей версии и с помощью нехитрых действий заменить его в новой версии. Чем активно и пользовались обманщики.

Другой пассажир

Бывают ситуации, когда пассажир вызвал такси, выбрал оплату поездки безналичным расчетом с карты, не поехал на этой машине вне зависимости от причины, а в приложении не завершил заказ.
Тогда водитель, не дождавшись клиента, проезжает маршрут и закрывает заказ. Система списывает деньги с карты. Клиент обращается в компанию за возвратом денег за поездку, которую он не совершал, водитель утверждает, что пассажир был, он не обязан устанавливать личность. Доказать правоту каждой из сторон практически невозможно. На практике провайдер выбирает сторону клиента, хотя часто и клиенты попадаются мошенники, действительно проехав на такси и требуя возврат средств. Но водителя блокируют в системе или понижают рейтинг, поэтому этот способ не распространен.

Подменная координата

Популярный способ мошенничества возле мест скопления людей, где парковки чаще всего платные, в аэропортах, на вокзалах, а заказов много и тарифы выше — способ обмана программы распределения заказов в приложении по алгоритму, который устанавливает очередность получения водителем заказов в зависимости от расстояния между клиентом и такси и времени подачи автомобиля клиенту. Проще говоря, первой заказ получает ближайшая машина.
Для этого созданы программки фальшивых координат GPS, и даже софт, имитирующий движение такси на карте в приложении.

Дустая пластиковая карта

Это способ обмана распространен с обеих сторон участников поездки и направлен на провайдера. Клиент выбирает вариант оплаты с карты, списание стоимости заказа происходит после завершения поездки. У провайдера нет возможности проверить баланс карты, с которой списываются средства.

Докат

Рекламные компании провайдеров стоят огромных денег, они стараются привлечь как можно больше клиентов, раздают промо-коды на бесплатные поездки. А таксисты-мошенники этим пользуются. Пассажир использует для оплаты поездки промо-код, который действует на одну поездку, даже если она стоит меньше. Водитель положит оставшуюся часть этой суммы себе в карман, просто попросив пассажира разрешения использовать всю сумму промо-кода и докатив расстояние до нужной суммы. Редко кого заботят чужие деньги, тем более рекламные деньги компаний.

Самокат

Большинство провайдеров доплачивают таксистам до минимума заработка при дешевых поездки. Технически процедура не отличается, посредник выплачивает деньги водителю сразу, провайдер перечисляет полученные от клиентов суммы посреднику с задержкой. Потери в данном случае несет посредник, поэтому он так заинтересован в разоблачении фальшивых дешевых заказов. Водитель создает фейковый заказ с другого телефона и сам получает его, иногда даже не выходя из дома. Посредник перечисляет деньги за заказ, а провайдер затем аннулирует заказ как фальшивый и не оплачивает. Но деньги никто не возвращает.

Много сим-карт

С помощью разных телефонных номеров таксисты оформляют дублирующие заказы во всех доступных им приложениях. Многие провайдеры устанавливают лимит заказов в день для поощрения, что тоже порождает мошеннические схемы заказов друг у друга.

Закрыть заказ на пол-пути

Доход провайдера и партнеров складывается из процентов, которые он забирает себе с каждого выполненного заказа. В данном случае водитель предлагает пассажиру сэкономить и заплатить чуть меньше в обмен на разрешение раньше закрыть заказ в приложении по его усмотрению, это распространено при оплате наличными деньгами. Водитель закрывает заказ на минимальную сумму, разницу кладет в карман, посредники и провайдеры теряют часть суммы и дохода.

Отмена заказа

После ответа пассажира, водитель сам отменяет заказ в приложении. Дополнительных вопросов у пассажира не возникает, водитель ссылается на ошибку. Далее водитель сам устанавливает цену и получает деньги.
Отмена заказа на ранней стадии наказывается удержанием комиссии с водителя, однако на меньше заработанного. Используется нечасто, так как провайдер штрафует за такие случаи.

Для чего человеку знать эти подробности? Чтобы не стать жертвой мошенника. Пассажир должен следить за поездкой по приложению и не оставлять без присмотра телефон и карты. Безопасный вариант — не указывать при формировании заказа конечную точку маршрута.

Водитель должен помнить, что работодатели отслеживают подозрительные ситуации, знают больше, чем кажется на первой встрече.

Провайдер должен привлекать специалистов по компьютерной безопасности и следить за состоянием программного обеспечения, работать как партнеры с посредниками.